Детский сад №299,г. Ростов-на-Дону

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей"

ЗАДАЧИ:

- определить роль родителей (семьи) в формировании навыков самообслуживания у детей среднего возраста;

- повысить у родителей педагогическую культуру в воспитании у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам» - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И вы скоро убедитесь, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеваться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.

Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном действии. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали объяснениями. Это помогает ребенку быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. По отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее, и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Со средней группы вводятся дежурства по столовой, уголка природы по занятиям, дежурят, как правило, двое детей, трудятся рядом, выполняя одинаковые операции. И здесь хорошо видно, как ребёнок воспринимает указания, может их держать и доводить начатое дел до конца (поставить, например, на каждый стол две банки для воды, две подставки для кисточек и каждому ребёнку положить салфетку). Одному ребёнку достаточно сказать один раз, а другому два-три и в результате кто-то остается без кисточки, а кто-то без банки для воды, вот вам и ответственность и внимание, умение доводить начатое дело до конца, а это очень важный момент – умение сосредоточиться, сконцентрировать своё внимание, не отвлечься. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовке детей к школе. Дети с ранних лет, воспитанные в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью и опрятностью, а учёба – это тоже ежедневный, нелегкий труд, требующий концентрации и усилий, и ребёнка необходимо готовить к этому заранее. И если мы обратимся к опыту великого педагога Марии Мантессори, то узнаем, что есть наиболее благоприятный (т.е. сензитивный) период приучения ребёнка к порядку и труду и продолжается он только до пяти лет. После этого возраста научить ребёнка совершать многочисленные бытовые действия бывает намного сложнее.
Таким образом, воспитание трудолюбия необходимо начинать чем раньше, тем лучше.
Но:
— порученное малышу дело должно быть для него посильным и важно, чтобы он хотел что-то делать;
— выполнение вашего задания должно быть привлекательным, давать ощутимый, положительный результат и вызывало положительные эмоции, удовлетворение от полученных результатов;
— дела, которые вы поручаете ребёнку, должны быть безопасными для него;
— продолжительность труда не должно превышать 15-20 ти минут.
Самая сложная задача – сформировать у малыша желание трудиться. Так, что если ребёнок хочет вам помочь, то пользуйтесь моментом, а то, что он не очень скор в выполнении работы не страшно, научится и будет всё делать качественно и быстро, а воспитание трудолюбия – непростая задача, этот процесс необходим и вам и малышу.
Ошибки в воспитании трудолюбия. Труд не должен быть игрушечным, а должен требовать определенных усилий, тогда его выполнение принесёт удовлетворение ребёнку. Разве вы будете выполнять бесполезную работу, и дети четырех, пяти лет признают только полезный целесообразный труд. Распространенной ошибкой является воспитание трудолюбия у ребёнка «от случая к случаю». Выполнение определенных простых обязанностей просто необходимость (например, помыть посуду, подмести пол, застелить свою постель). Наличие обязанностей, которые ребёнок должен выполнять, помогает развить у него ответственность, добросовестность, дисциплинирует, приучает тщательно выполнять необходимую работу, не только приятную, а это не мало важно. Важно не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. Несмотря на то, что вы можете сделать быстрее и лучше, просто упускаем «золотое время», когда ребёнок стремится что-то делать сам, подражая нам.
И надо приучать ребёнка трудиться, а как говорил Пастер «Стоит только привыкнуть к труду и уже нельзя жить без него». Всё в этом мире зависит от труда. Очень хорошо помогает использование пословиц.

Что дети должны научиться делать самостоятельно

· Мыть руки, засучивая рукава;

· Мыть лицо, не разбрызгивая воду;

· Правильно пользоваться мылом;

· Не мочить одежду;

· Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:

· Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;

· Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;

· Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

· Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

· Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4 го  года жизни), салфеткой;

· Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.

Педагогическая ситуация

«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:

- Сам! Сам! Сам!

- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».

Вопросы:

Правильно ли поступила мать? Обоснуйте ваше мнение.

Как вы думаете, почему она так поступила?

Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?

Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?

Что ваш ребенок делает сам?

Педагогическая ситуация

«Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.

Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею».

Зато дома со взрослыми у Алеши  властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».

8 октября 2019 в 13:37

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.