Детский сад №299,г. Ростов-на-Дону

Ребенок и другие люди

 Дошкольный возраст - важнейший период формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения. Это период развития личности, когда ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Современных детей необходимо обучать особым навыкам основ безопасности, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать. Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общение с другими людьми.

Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Все мы знаем, что правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек. Современный город и сельская местность, привычная домашняя обстановка - диктуют различные способы поведения и меры предосторожности. Зачастую, оказавшись в различных неожиданных ситуациях на улице или дома, дети могут растеряться. Как обеспечить безопасность ребёнка?

Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями
Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер телефона.  Обозначьте для ребенка границу «свой - чужой»: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением.
Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет).
Для формирования более точного понимания того, кто является "своим” и "чужим” человеком, попросите изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают "своими” (мама, папа, бабушка и т. д.), а на другом рисунке – чужих, посторонних (продавца, прохожего и т. д.).Если ребёнок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи, кого-то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясните, что такие люди называются "знакомыми”. Предложите нарисовать их на третьем рисунке. Не помешает провести несколько обучающих экспериментов, чтобы проверить усвоение этих правил. Например, мама или папа могут договориться со своим знакомым, которого ребенок не знает, чтобы он попробовал познакомиться с малышом, пригласить его пойти с собой. После эксперимента, конечно, нужно разобрать с ребенком его реакцию. Если ребенок остается один дома: он должен четко понимать, что дверь нельзя открывать никому кроме мамы (папы, бабушки – оговорите круг лиц).

Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературных произведений. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Хорошим подтверждением несовпадения  приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» .

  Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей или людей, их опекающих, прежде чем принять от кого-то конфету или подарок. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым,  заколдованным принцем.

Следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!» Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек».

Существует такое правило безопасности: родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей, взрослых. Примером для детей является сказка «Колобок»

Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Необходимо разъяснить, нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых;  нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. В итоговый тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят». В процессе обсуждения объясните, что не надо разговаривать с чужим человеком на улице, если ребёнок один или в компании сверстников,

но без взрослых.

Знание правил поведения на улице помогут найти выход из созданного затруднительного положения, а научить этому детей можем только мы – взрослые, родители. Объясняйте правила поведения в опасной ситуации:

- не соглашайся никуда идти с чужими, как бы они не уговаривали и чтобы - не предлагали

- не разговаривай с незнакомым человеком, не отвечай на его вопросы;

- не гуляй один в безлюдных местах;

- не гуляй с наступлением темноты;

- если кто-то незнакомый человек тебя тащит за руку или хочет посадить в машину – кричи, сопротивляйся, зови на помощь: «Помогите, ко мне пристаёт чужой человек! На помощь!»

Советы родителям:

1. Родителям необходимо рассмотреть с детьми типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

2. Следует рассмотреть с детьми и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях.

3. Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь сказать «нет» другим детям, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию.

4. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, в подъезде, поэтому нужно ходить всегда с родителями.

5. Необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, незнакомым людям.

Ребенок, имеющий четкие ориентиры относительно того, что называется «достойным поведением незнакомого человека», сможет отличить нездоровое внимание от проявления дружелюбия. Обученный родителями, педагогами, он сможет проявить максимум осторожности в первом случае и не пугаться понапрасну во втором.
Не жалейте времени на детей, занимайтесь с ними!

13 января 2022 в 14:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.